Основная цель – включить ребёнка в целенаправленную речевую работу, заинтересовать его. Только при положительном отношении мы сможем развивать внимание, память, мыслительные действия, выработать умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.
При подборе и использовании тренировочного материала учитывается:
- - слова и предложения должны быть максимально насыщены закрепляемым звуком;
- - задания проводятся с постепенным усложнением материала;
- - материал оптимален по объёму и контролируется взрослыми.
Можно предложить следующие задания:
- Посмотреть и запомнить, а потом назвать (записать) картинки.
- Послушать и запомнить слова, а потом назвать (записать) их.
- Посмотреть и запомнить, определить какую картинку вы закрыли или спрятали.
- Посмотреть и назвать(записать) картинки, где закрепляемый звук в начале (середине или конце) слова.
- Нарисовать или раскрасить картинки, в названии которых есть закрепляемый звук.
- Назвать картинки и придумать с ними предложения. Сосчитать количество слов в предложении.
- Сосчитать от 1 до 10 и обратно предмет, в названии которого есть закрепляемый звук.
- Договорить слово. Взрослые произносит 1 слог с закрепляемым звуком, ребёнок договаривает, чтобы получилось слово. Слово проговорить (записать).
- Закончить слово. Взрослый записывает или произносит начало слова, ребёнок дописывает (договаривает) слог с закрепляемым звуком, чтобы получилось слово. Слово проговорить (записать).
- Изменить предложение. Взрослый записывает или произносит предложение, ребёнок изменяет его по заданию (изменить род (м.р, ж.р), число (ед.ч. мн.ч), время (наст., прошед., буд.)) Предложение проговорить (записать).
- Игра «Путаница». -Перепутан порядок букв в слове. Составить и проговорить (записать) слово. Объяснить его значение. Перепутан порядок слов в предложении. Составить и проговорить (записать) предложения.
- Составить (записать) предложения по сюжетной картинке, найти предметы с закрепляемым звуком.
- Прочитать рассказ, найти и назвать (выписать) слова с закрепляемым звуком, пересказать рассказ.
- Послушать и повторить предложение. Ответить на вопросы по предложению.
- Выучить наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки.
- Чистоговорки, скороговорки вначале проговариваются в медленном темпе, потом быстрее и быстро. Темп можно убыстрять только по мере улучшения звукопроизношения.
- Придумать самим чистоговорки, проговорить (записать) их.
- Отгадать загадку и нарисовать отгадку. Выучите наизусть загадку.
- Вставить пропущенную букву в слово, слова прочить.
- Найти в тексте родственные слова, (слова с определённым количеством слогов) прочитать (выписать) их.
- «Лото». Подготовить к игре картинки с закрепляемым звуком.
- - каждый собирает свою тематическую группу (животные, мебель…)
- - каждый собирает с определённым количеством слогов
- - каждый собирает с определённым местом звука в слове (в начале, …)
- - каждый собирает картинки, предварительно запомненные
- - каждый собирает с определённым звуком (дифференциация звуков)
Все картинки дети называют, взрослые следят за произношением звуков
Задания на дифференциации (различению) поставленных звуков
- Выбрать картинки с одним, потом с другим закрепляемым звуком.
- Записать название картинок в разные столбики, дифференцируемые буквы подчеркнуть.
- Нарисовать или раскрасить картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, разными цветами.
- Все картинки дети называют, взрослые следят за произношением звуков
- Придумать самим слова с дифференцируемыми звуками.
- Вставить пропущенную, одну из дифференцируемых, букву в слово, слова прочить. Составить (записать) с ними предложения.
- Заменить букву на дифференцируемую, слова прочитать (записать).
- Прочитать текст, найти и назвать (выписать) слова с дифференцируемыми звуками, пересказать рассказ.
- Выучить наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки, чистоговорки, скороговорки, загадки с дифференцируемыми звуками.
- Следить за поставленными звуками в разговорно-бытовой речи
«Хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания»
К. Д. Ушинский